- А насчет того, что вы вот-вот убьете меня, Драко, у вас уже было несколько долгих минут. Мы вполне одни. Я более беззащитен, чем вы могли мечтать – и, тем не менее, вы не стали действовать… – «Вы меня очень обяжете, если перестанете размахивать этой палочкой у меня перед носом и примените ее по назначению, мальчик мой. Или хотя бы прекратите так глупо угрожать».
Не слишком акцентируя внимание на оплеухе, Директор переходит к событиям этой ночи, давая Гарри понять, как все происходило: Розмерта – Черная Метка – «И это сработало!» – восклицает Малфой.
- Ну… и да, и нет… – только и остается сказать Дамблдору, ибо ложь недопустима. Ему нужно лишь выяснить самый важный для него момент: – Но, в таком случае, следует ли мне понимать это так, что никто не был убит?
- Кто-то умер, – голос Драко вдруг становится на октаву выше. – Кто-то из ваших… я не знаю, кто, там было темно… я переступил через тело… я должен был ждать здесь, пока вы вернетесь, только ваш феникс мешал…
- Да, они так делают.
Снизу слышатся взрыв и громкие крики – будто сражающиеся уже совсем рядом на лестнице.
Примерно в это время, почти в полночь, следуя словам Гермионы, в подземельях появляется Флитвик, крича о том, что Пожиратели проникли в замок. Гермиона и Полумна, дежурившие у двери кабинета Снейпа и не знавшие, что происходит наверху (Карта Мародеров у Рона), пропускают его к кабинету – Флитвик, вероятно, даже не замечает детей – и он врывается внутрь.
Сердце Снейпа, до того сидевшего, стараясь не двигаться, чтобы не расплескаться, не издавать ни звука, чтобы не услышали караулившие снаружи дети, должно быть, пропускает пару ударов. Он слушает Флитвика ровно столько, сколько необходимо, чтобы понять, где именно все Пожиратели, а затем без слов оглушает учителя – ребята слышат громкий удар.
Спустя мгновение Снейп вылетает из кабинета, грациозно подскакивая, как ошпаренный, и натыкается на детей. Глупых, проклятых, но живых детей. Допускаю, что он знал об их присутствии рядом с его кабинетом с самого начала – потому-то несколько часов подряд, карауля его под дверью, девушки вообще ничего не слышали.
Он сообщает им, что профессор Флитвик упал в обморок, и они должны помочь ему, пока он, Снейп, пойдет помогать сражаться с Пожирателями. Девушки слушаются.
Несколько позже Гермиона, плача от горя и стыда, будет обвинять себя в том, что не догадалась сразу, что это была уловка, что поверила Игроку и была «такой глупой» – но что произошло на самом деле?
Снейп отделывается от самого слабого помощника Ордена и двух девушек, одна из которых – Игрок и должна оставаться в живых рядом с Гарри. Это действительно блестящая работа – так легко и безболезненно прикрыть от проклятий обезумевшего Роули хотя бы двоих детей. И, раз уж на то пошло, Гермиона ли оказалась «глупой» – или Феликс, который приняла команда Гарри, подсказал ей делать так, как велит Снейп? Да кто сейчас поймет… все выходи, как выходит, но выходит правильно, и Снейп с холодеющими руками и ногами, оставив детей в безопасности, бежит наверх.
Шаг – свинец, приковывающий к полу, и плевать, что он не готов – так надо. Что он чувствует в эти минуты? От чего разрывается сердце? От страха перед тем, что он должен будет сделать, или от смеха?
Да, смеха – потому что то, как один клоун со всех ног несется убивать другого, до ужаса боясь опоздать, вообще достойно отдельного Оскара. Это вам не Люпин в Игре-3, припустивший обниматься со старым другом, от радости позабыв выпить Ликантропное и стереть Карту Мародеров, это много, много хуже и страшнее. И смешнее, черт побери. До истерик.
Тем временем там, на башне, Дамблдор переходит к главному:
- У нас мало времени, так или иначе, – «Либо я сейчас сам уйду к Отправителю, либо вам, мальчик мой, сейчас помогут меня туда вернуть. Молитесь, чтобы первое». – Давайте обсудим ваши шансы, Драко.
- Мои шансы! – громко выплевывает Малфой. – Я стою здесь с палочкой – я готов вас убить –
- Мой дорогой мальчик, давайте оставим всякое притворство по этому поводу. Если бы вы собирались убить меня, вы бы сделали это сразу же, едва меня обезоружив, вы бы не прерывались на эту приятную беседу о путях и средствах.
- У меня нет никаких шансов! – Драко внезапно становится столь же белым, как и Дамблдор. – Я должен это сделать! Он убьет меня! Он убьет всю мою семью!
Очень хорошо, что Гарри это слышит. Бог мой, как хорошо…
Мягко отметив, что понимает сложность положения мальчика, Дамблдор объясняет, что весь год потому и не трогал его, ибо боялся, что Том убьет его, если поймет, что Директор обо всем догадался. Положим, это не совсем так, и в список причин Дамблдора еще входили Обет Снейпа, его собственные планы, а также желание раскатать Драко тонким слоем по этой самой башне, но это Гарри и Драко знать совсем не обязательно – поймут позже. Сейчас, отмечая, что мальчик не виноват и пока не сделал никакого зла, Директор говорит, что может ему помочь.
Драко начинает трясти.
- Нет, не можете. Никто не может. – «Я весь такой несчастный и непонятый». – Он сказал мне сделать это, иначе он убьет меня. У меня нет выбора. – «Я правда не хочу, но мне приходится, вы ведь стоите на дороге к светлому будущему!»
- Переходите на правую сторону, Драко. – «Я могу отойти в сторонку», – и мы спрячем вас лучше, чем вы можете себе представить. Более того, я могу послать членов Ордена к вашей матери этой ночью, – «Только если вы доведете меня до них… а лучше – приведете их сюда…» – чтобы спрятать и ее. Ваш отец пока в безопасности в Азкабане, – «Куда ему и дорога», – когда придет время, мы сможем защитить и его… – «Северус порадуется, он очень переживает», – переходите на правую сторону, Драко… вы не убийца…
Малфой не отводит глаз от Директора. Бедный мальчик.
Ведь его идеально загнали в угол, как верно отмечал один автор с «Астрономической башни» – и Том, отдавший приказ, и Люциус, воспитавший то, что воспитавший, и Дамблдор, весь год дожидавшийся максимального срыва. Драко не может отказаться от возможности восстановить доброе имя семьи в глазах Реддла – не теперь, когда она так близко. Он не может согласиться принять чью-то помощь и тем более о ней попросить. Дамблдора он тоже убить не может. Умирать не хочет. Решить, хотел бы он остаться с Пожирателями или же уйти к Ордену – тоже не в состоянии, ибо это уже область ценностной этики, чего мы принципиально не умеем. Мальчик просто хочет, чтобы спустившаяся с небес тень Мерлина положила конец всему, и от него отстали.
Однако Дамблдор, прекрасно всю дорогу понимавший и проблемы Драко, и его метания, и тайные желания, разыгрывает все как по нотам. Во-первых, он вежливо и мягко в две секунды предоставляет ему выбор – то есть перечень взглядов другой стороны с подробным обоснованием. А то мальчик всю дорогу совершенно не врубается, почему Орден и ОД ратуют за то, за что они ратуют. Во-вторых, Директор устанавливает с ним проникновенный душевный контакт, входит с ним в резонанс душевных переживаний, все время, что они находятся в башне, уж как только не наглаживая чувственность и эмоциональность подростка, его потребность в тепле и защите. В-третьих, полное непротиворечие взглядам семьи – мол, всех спасем, всем будет хорошо, и сыто, и довольно.
И, наконец, Директор виртуозно объясняет мальчику, что тот не виноват, что все, что он делал, можно понять, и вообще это не его война, иди-ка ты, мальчик, в тенек посиди, мы все решим, все будет хорошо, я вижу лучшее в тебе, я помогу тебе, и ты будешь жить счастливо, никому не останешься должен, а с Томом мы и сами разберемся. Идеальный и очень простой выход, буквально свет в конце тоннеля из паутины, в которую Драко сам для себя запутал – и мальчик просто шокирован, как все, оказывается, легко.
- Но я зашел так далеко, разве нет? – медленно спрашивает он, не веря и пока не понимая. – Они думали, я умру, пытаясь, но я здесь… и вы в моей власти… только у меня есть палочка… вы можете надеяться только на мое милосердие…
Какие глупые, безжалостные к себе дети… Ну почему они все время спешат узнать, как это – когда больно?.. Они совсем не умеют хранить себя и свою душу – а потом, когда они, возможно, осознают свою ошибку, будет поздно. Так чертовски поздно о чем-то сожалеть… И почему они ни черта не ценят? Умирающий Дамблдор, мобилизовавший все силы, борясь с болью, в муках до последнего любит и спасает от последствий ее ошибок даже такую мразь, как Драко Малфой – вознамерившийся убить (!) собственного педагога.
- Нет, Драко, – очень тихо произносит Дамблдор. – Сейчас идет в счет мое милосердие. Не ваше.
Долгие секунды томительной тишины – и дрожащая рука Драко с зажатой в ней палочкой начинает опускаться вниз…
Однако, не успевает Гарри выдохнуть чуть свободнее, на лестнице слышаться тяжелые шаги, и на башню врываются четыре Пожирателя Смерти. Позже выяснится, что им всего лишь удалось пробежать вперед, минуя Орден и заблокировав выход на верхнюю площадку, но в этот миг Гарри умирает от ужаса – неужели весь Орден погиб?
- Дамблдора загнали в угол! – в восторге кричит женщина.
- Дамблдор без палочки! Дамблдор один! – вторит ей весьма похожий на нее мужчина. – Очень хорошо, Драко, молодец!
И эти придурочные (по-другому не назовешь) Кэрроу действительно не обращают внимания на вторую метлу. Равно как и Сивый, и Яксли, у которого, между прочим, в голове, кроме кости, даже присутствует что-то вроде мозга.
Для Дамблдора и его гениального плана ситуация оборачивается не самым лучшим образом, однако изменить он ее не может. Может лишь продолжить тянуть время, заговаривая зубы всем пятерым. Что, между прочим, есть вариант не из худших – ему ведь все равно хотелось поразвлекаться напоследок. Такой уж он человек – таким был, таким же и останется – даже если неотвратимая смерть стоит на расстоянии протянутой руки, а у него самого есть все шансы через минуту протянуть ноги.
В этот миг – впрочем, всегда – он вообще лучше всех. Он выглядит так, будто начался его любимый сериал.
- Добрый вечер, Амикус, – спокойно приветствует он. – Вы и Алекто привели… очаровательно…
- Думаете, ваши шуточки помогут вам на смертном одре, а? – недобро осклабившись, выплевывает задетая Алекто.
- Шутки? Нет-нет, это манеры, – любезно поясняет Директор («Если вам знакомо это слово»).
- Делай это, – приказывает Сивый перепуганному Драко, расколов всю компанию сразу: они не имеют права трогать Дамблдора, это приказ Тома; но и Драко не станет этого делать; на него будут давить – Дамблдору остается лишь перетягивать внимание на себя, сколько возможно.
- Это вы, Фенрир?
- Правильно, – рычит Сивый. – Рады меня видеть, Дамблдор?
- Нет, я не могу так сказать…
- Но вы же знаете, как сильно я люблю детей, Дамблдор, – Сивый ухмыляется, медленно, непристойно слизывая кровь, которая стекает по его подбородку.
- Должен ли я понимать, что теперь вы атакуете и не при полной луне? – «Гарри, успокаиваемся, это не волк, а пока еще просто очень плохой человек, ты слышишь?» – Это очень необычно… вы развили вкус к человеческой плоти, который невозможно удовлетворять раз в месяц?
Затрещина знатная, однако, увы, Сивый непрошибаем:
- Правильно. Вас это шокирует, не так ли, Дамблдор? Пугает?
- Что ж, не могу притворяться, что это не вызывает во мне доли отвращения, – вежливо соглашается Директор. – И, да, я немного шокирован, что из всех людей Драко пригласил сюда вас, в школу, где живут его друзья…
Раз уж подворачивается столь удобная возможность лишний раз ткнуть мальчика мордой в то, что он натворил, почему бы ею не воспользоваться?
- Я не приглашал, – тихо говорит Малфой, не желая даже взглянуть на Сивого. – Я не знал, что он собирается –
- Мне бы не хотелось пропустить визит в Хогвартс, Дамблдор, – хрипит Сивый. – Не в то время, когда здесь столько глоток, чтобы их порвать… очень вкусно… – он ухмыляется, ковыряя в зубах. – Я могу приступить и к вам в качестве второго блюда, Дамблдор…
- Нет, – резко обрывает Яксли. – У нас приказы. Драко должен это сделать. Сейчас, Драко, и быстро.
Драко, в ужасе глядя в лицо Директора, не может пошевелиться. Невидимый Гарри борется со сковывающим его заклинанием. Лицо Директора становится еще бледнее. Его ноги скользят еще дальше по полу, но он, здраво рассудив, что лучше – пока – стоять как вкопанный, чем лежать как вкопанный, продолжает прикладывать все усилия, чтобы оставаться в вертикальном положении.
О чем он думает в эти мгновения? О том, как ему больно? О том, как долго и мучительно он умирает в этот страшный вечер? О том, чтобы все побыстрее закончилось? Сомневаюсь.
Мне кажется, он молит всех богов сразу, чтобы Пожиратели не нашли Гарри, потому что в противном случае он будет не в силах его защитить, и это станет самым худшим… Молит о том, чтобы Снейп успел, чтобы он сумел вытерпеть достаточно, чтобы Снейп успел, потому что иначе Драко, Игру, Гарри будет уже не спасти…
- Он не долго задержится в этом мире, если спросите меня! – комментирует Амикус под смешки Алекто. – Посмотрите на него – что с вами случилось, а, Дамби?
- О, пониженная сопротивляемость организма, замедление реакций, Амикус, – отвечает Дамблдор. – Короче, старость… однажды, возможно, это случится и с вами… если вам повезет…
Ах, какая знатная плюха, которую вежливейше раздает умирающий Директор зарвавшемуся ученичку! Браво.
- Что это значит, а, что такое? – визжит обозлившийся Амикус. – Вечно одно и то же, а, Дамби, болтаете и ничего не делаете, ничего, я даже не понимаю, зачем Темный Лорд запаривается вас убивать!
Классная развлекуха жестокосердному Директору на прощание. Драма ему удается, право же, я так смеялась! Браво. И виват.
Ах, эта потрясающая гордость, которую он не утратил даже в этом последнем поединке – будто бы он и его палачи раскуривают сигаретки перед расстрелом, а он раз за разом зажигает спички и каждому дает прикурить.
- Давай, Драко, сделай это!
Однако в этот момент с лестницы вновь доносится шум – видимо, вырвавшись от Роули, Орден и члены ОД спешат к лестнице – и Невилл, напоровшись на барьер Пожирателей, отлетает в коридор. Орден мечется в панике. Судя по всему, они догадываются, зачем Пожиратели стремились наверх.
- Они заблокировали лестницу – Редукто! Редукто! – кричит Люпин, голоса которого Гарри не узнает.
Пожиратели на башне начинают нервничать.
- Давай, Драко, быстро! – в злости выплевывает Яксли.
Но рука мальчика трясется так сильно, что он даже не может прицелиться. С лестницы доносятся неясные звуки – это отбрасывает Люпина, попытавшегося последовать через барьер Пожирателей за Снейпом, который проносится наверх мимо Ордена без малейших помех…
Пожиратели на башне ждут.
Судя по тому, как он будет выглядеть на башне, там, на лестнице, пока он летел вверх мимо Ордена, лицо Снейпа представляло из себя восковую маску мертвого. Гефсиманский сад – картина маслом. Самое значительное крушение и самая огромная потеря. Каждый шаг – приближение к смерти. И… как он преодолевает свой человеческий страх!.. Разве ему не хочется развернуться и бежать-бежать-бежать отсюда, с этой башни, предоставив все решать Дамблдору, Гарри, тени Мерлина, случайной молнии – разве нет? Но разве дело в том, что не хочется? или все же в том, что хочется, но не делается?
Он ведь… обещал.
Ни в его судьбе, ни в судьбе Дамблдора, ни в судьбе Гарри побег невозможен. Ни от себя, ни от Игры, ни от этой груды камней замка. Насколько бы ни было огромным желание плюнуть на все и малодушно отсидеться в стороне, Снейп все равно будет сражаться, жертвуя любой своей частью. Даже душой. Почему?
Потому что не делать этого он уже не в состоянии. Потому что, если он не поставит на кон свою душу, не рискнет хотя бы кусочком жизни и краешком конечности, он уже не будет самим собой. И это – пример всем и каждому, кому выпадает столь страшный жребий духовного подвига.
К моменту, как Снейп распахивает дверь на верхнюю площадку, Яксли уже успел приложить Сивого, решившего заняться Дамблдором вместо испуганного Драко, о каменный парапет и в ярости принялся давить на мальчика.
Взгляд Снейпа, метнувшись от Дамблдора, осматривает четверых Пожирателей, скользит по второй метле и останавливается на Драко. Тут бы самое время захлебнуться давней горечью – что же вы, проклятые дети, с собой и со всеми нами делаете? что же вы не понимаете, какие завтра придут счета за все это? Два мальчика – Гарри и Драко – матерям которых он поклялся их защищать… вон они, здесь. В Финале. Ну и где теперь «увы» и кому теперь надо это «как жаль»?
- У нас тут проблема, Снейп, – палочка Амикуса нацелена на Дамблдора. – Мальчик, кажется, не способен –
Но на этой башне есть еще один человек, который зовет его – очень мягким, едва слышным, тихим, слабым голосом – и Снейп, в секунду оценивший обстановку, теперь смотрит только на него одного:
- Северус… – «Как считаете, можно ли мне уже умереть?»
Это страшнее всего за весь вечер. Страшнее волн, которые с грохотом разбивались о камни. Страшнее непроглядной тьмы пещеры. Страшнее рыдающего Дамблдора, продолжавшего пить то зелье. Страшнее сотен тянущих свои руки инферналов. Страшнее оседающего на землю Директора и холодной воды моря в гроте. Страшнее мимолетного видения инферналов на обратной стороне век за секунду до того, как Гарри открыл глаза в Хогсмиде. Страшнее Черной Метки над замком. Страшнее слов Драко о том, что он переступил через тело на пути в башню. Страшнее троих ворвавшихся Пожирателей и шагнувшего к Дамблдору Сивого. В первый раз за все время в голосе Директора звучит мольба. И этот голос что-то бесконечно ломает в груди.
Директор не изменяет своей натуре до последнего вздоха. Он загоняет Снейпа в такую ситуацию, когда тому тотально ничего не остается, кроме как убить его. Абсолютный тупик с единственным выходом. Мастерски устроенный. Снейп может сколько угодно скользить взглядом по пространству и лицам присутствующих – иного пути для него просто не существует.
Но разве ж Директор давит? Да никогда. Он показывает ему себя умирающего – я это выбрал, говорит он, я за выбор и выбранное отвечаю – и умоляет его. Иначе Снейп в принципе не способен поднять на Директора руку – только если тот ему разрешит, а также накричит, а также потребует, а также пригрозит и заставит, загнав в угол и его обещания, и всей ситуации в целом. А также взмолится напоследок.
А о чем он умоляет? О пощаде? Нет, на это Дамблдор в принципе не способен. Он вежливейше просит его добить, вероятно, невзначай демонстрируя ему последствия возвращения зла, которому он, Снейп, когда-то искренне служил – кто, я спрашиваю, варил то зелье? Единственное, что может выжать из Директора мольбу – это просьба о том, что почти невозможно сделать, что спасет и самого Снейпа, и всю Большую Игру.
Причем никто на башне, кроме Снейпа, этого не понимает.
Снейп молчит. Он знает, что идет на грех. Один взмах палочки – и он останется в полном одиночестве, обвенчанный с этой ночью до гробовой доски. Он делает пару шагов вперед, грубо оттолкнув Малфоя с дороги, потому что, если бы не этот щенок…
Он останавливается прямо перед Дамблдором. Трое Пожирателей без единого слова отступают назад. Даже Сивый кажется напуганным… молитесь, чтобы палочку на вас направлял ненормальный, трусливый человек… иначе вам не выжить.
Снейп не отрываясь смотрит на Дамблдора, и в этой бесконечно долгой секунде молчания только тело его говорит правду – на его лице застывает такое выражение, будто он видывал в жизни вещи и похуже, но не часто и только на подошвах своих ботинок. Выражение лютой ненависти и отвращения. К кому?
К себе. Вполне может быть, и к Дамблдору. К самому факту того, что придется убивать единственного любимого человека.
От этого еще не так перекосит. Представьте себе хотя бы, следуя совету Анны, что вам нужно отрубить голову курице – причем совершенно посторонней. Думается мне, много у кого в этот момент морду-то перекосит – а находящийся рядом полусмышленыш возьмет и интерпретирует это как отвращение и ненависть, объект коих – бедная убиваемая птица.
Самое жуткое в том, что Дамблдор – не курица. Попробуйте взорвать солнце. Своими руками уничтожить едва ли не самое лучшее и драгоценное, что есть у этого мира. Кем вы будете себя ощущать за секунду до того, как нажмете на кнопку? На лице Снейпа – не только ненависть и отвращение, но борьба.
Если бы Снейп действительно хотел его убить, мстя за отравляемую много лет и много раз жизнь, он бы перекашиванием лица не ограничился, а подвел бы кратенький, емкий и чрезвычайно ядовитый итог их взаимоотношений. Он в таких случаях бывает невероятно красноречив и убедителен, даже когда сильно ограничен во времени.
Но он лишь смотрит на Дамблдора полными боли и злости глазами – и ничего не может сказать. Что-то внутри него противится любому действию – должно быть, приговоренная душа. Если бы он дал ей волю хотя бы самым безобидным, обычным словом, это было бы чертовски ломко и несвоевременно. Поэтому он молча буравит Дамблдора тяжелейшим взглядом. Многое из того, что должно было быть ими сказано, остается невысказанным – но теперь уже поздно что бы то ни было говорить, ведь самое важное уже было произнесено – давно и даже не ими самими.
Там, на вершине Астрономической башни, Гарри, лишенный до этого мига отчаянно бившейся надежды, что все будет хорошо, все как-то само чудесным образом благополучно разрешится, видит только то, к чему подготовил себя годами острейшей неприязни, которой достаточно было лишь последней капли, чтобы превратиться в слепую ненависть.
Этой каплей становится выражение лица Снейпа в этот самый последний момент. Гарри считает его доказательством его вины. Но ведь несколькими часами ранее Гарри сам убивал Директора, поднося к его рту яд, и лгал, что это ему поможет – ненавидя себя, ненавидя зелье и его, Дамблдора, за то, что заставил Гарри держать свое слово. Что подумал бы о Гарри любой, кто увидел бы его лицо в тот миг?
Эта секунда длится целую вечность. Все вокруг замирает и перестает существовать. Никакой магии, никаких Игр. Молчание сыпется, как песок в старинных часах. С чуть слышным шелестом время испаряется в бесконечности. Двое мужчин смотрят в глаза друг другу. Один ненавидит другого всем сердцем и вполне искренне желает ему смерти – только не так и не от своей руки. Другой понимает его лучше всех на свете и с неизменной жесткостью (нежностью) заставляет его идти дальше. А их любовь смотрит в лицо каждому и плачет чистейшими хрустальными слезами.
- Северус… пожалуйста…
(«Ты должен быть сильным… мальчик мой…»)
И Снейп верит ему до конца. Он так сильно верит Дамблдору, что соглашается пойти на это. На убийство, которое, теперь он знает наверняка, откроет прямой путь к смерти Гарри, к гибели многих и многих, но, возможно, спасет Большую Игру. Он так сильно любит его, что верит даже в это – что все каким-то образом все-таки будет хорошо. А душа… ну, что душа? «Как вы можете убедить Волан-де-Морта в своей преданности, – три года назад, должно быть, разочарованно спрашивал его Директор (по крайней мере, в версии автора «Быть…»), – если не способны сделать это даже по отношению ко мне в присутствии других людей?»
Что ж, все узлы будут развязаны в этот последний миг. Борьба закончилась. Все определено: то, что случится сейчас, станет не триумфом, а двойной смертью. Я думаю, Снейп тянет эти последние секунды, пытаясь пережить то, что на него надвигается, пытаясь унести с собой всю сумму образных ощущений – он больше никогда не увидит этот мир прежним. Он пытается уловить последнее дыхание жизни. Через секунду между ним и могильной ямой, вырытой для него, больше никого не останется. Так теряют родителей. Теперь Снейпу придется раз и навсегда стать взрослым.
И ему можно больше не ревновать. Что бы там ни было и как бы ни был занят в жизни любимый и непревзойденный Директор, последний его взгляд, последние слова, последняя просьба и вечная его вера – все для Северуса.
Самый любимый ребенок.
Снейп поднимает палочку и направляет ее прямо на Директора.
- Авада Кедавра!
Зеленый луч ударяет Дамблдора точно в грудь. Слава Богу.
Он так мучился весь этот год и особенно эти последние часы, что этот удар, короткий и безболезненный, становится ему наградой и избавлением.
Дамблдора подбрасывает в воздух. Какую-то секунду он находится там – затем медленно валится за парапет и скрывается из виду.
Считанные секунды, что он летит вниз, навстречу асфальтовой дорожке, огибающей башню, планируя удачно совместить смерть с погребением, могли бы показаться ему целой вечностью. Он мог бы размахивать руками, пытаясь найти хоть какую-нибудь пору в безжалостном, пустом воздухе и умирая от страха – а потом, так и не успев в последний раз объясниться, дать совет или попросить прощения – лишенный всех драгоценных возможностей, что дает любая отсрочка перед смертью – в полнейшем одиночестве бы просто разбился насмерть, ослепленный вспышкой запредельной боли во всем своем существе.
Как хорошо, как умопомрачительно хорошо, что Снейп подарил ему смерть несколькими мгновениями ранее.
И я понимаю, наконец, что заставляет меня сжиматься от боли даже спустя столько лет и раз – не смерть Дамблдора и даже не гибель части души Снейпа. Я просто не могу вынести их любовь. Ее слишком.
Что там Люпин, который бьется в панике внизу, что несокрушимая Макгонагалл, что одеревеневший от шока Гарри, душащий в себе крики, что эта маленькая перепуганная дрянь Драко… вот они – вдвоем – глаза в глаза. Дамблдор и Снейп. Никто иной не имеет значения. Золотые грифоны Гриффиндора… чертовы клоуны. Оба.
Звука упавшего на землю тела не слышно, но это не имеет значения. Оба они – и Гарри, и Снейп – прочувствовали этот длинный последний полет по секундам. Оба знают, когда поставлена точка. Конец.
«Поднимают руки – и летят, и летят, и летят»…