БИ-7
Глава 10
Старшая палочка
Существует одна древняя легенда, записанная волшебником бардом Бидлем, родившимся в Йоркшире в 15 веке, приятно относившимся к маглам, презиравшим Темные искусства и предпочитавшим пользоваться языком рун. Пожалуй, среди всех его сказок, которые я читала, эта получилась самой интересной – впрочем, может, это потому, что уж слишком сильно она оказалась связана с историей Гарри. Называется она «Сказка о трех братьях».

Согласно легенде, однажды три брата отправились путешествовать, но повстречали по дороге реку, у которой Смерть обычно собирала весьма обильный «урожай». Однако братья сумели перебраться через бурные воды, наколдовав мост. На середине моста их встретила рассерженная Смерть. Она притворилась, будто восхищена их мастерством, и предложила им в награду все, что они пожелают.

Старший брат, человек воинственный, попросил самую лучшую волшебную палочку, с помощью которой можно было бы победить любого противника. Смерть отломила ветку с куста бузины, сделала из нее палочку и дала брату.

Средний брат, гордец, захотел еще больше унизить Смерть и попросил у нее силы возвращать мертвых. Смерть подняла камушек, что лежал на берегу, и дала его среднему брату.

Младший брат, самый скромный и мудрый, попросил у смерти вещь, которая помогла бы ему уйти от Смерти, чтобы она не догнала его. Недовольная Смерть протянула ему свою мантию-невидимку, а затем пропустила всех троих через мост.

В какой-то момент братья пошли каждый своей дорогой. Старший странствовал и оказался в одной деревне, где отыскал волшебника, с которым был в ссоре, вызвал его на дуэль и убил его своей новой палочкой, после чего начал хвастаться, что палочку ему дала сама смерть и что он теперь непобедим. В ту же ночь другой волшебник зарезал старшего брата, спавшего пьяным сном, и забрал эту палочку у него.

Так Смерть получила первого брата.

Средний брат вернулся в свой одинокий дом. Он трижды повернул камень в руке, и к нему явилась его возлюбленная, которая умерла ранней смертью. Однако она была печальна и холодна, страдая в подлунном мире. Сойдя с ума от безнадежной тоски, средний брат убил себя, чтобы только быть рядом с возлюбленной.

Так Смерть получила второго брата.

Однако и через много-много лет не смогла Смерть найти третьего брата. Когда же он состарился, то сам снял мантию-невидимку и отдал ее своему сыну. «Он встретил Смерть как старого друга и своей охотой с нею пошел, и как равные ушли они из этого мира».

Конец.

Ну, это сказке конец, а вот жизнь продолжается. Ибо три брата из легенды – это на самом деле существовавшие люди – братья Антиох, Кадмус и Игнотус Певереллы, жившие в 13 веке.

«Так это правда? – много-много позже будет спрашивать Гарри у Дамблдора. – Все это? Братья Певерелл –» - «-- это три брата из сказки, – станет кивать Дамблдор. – О да, я так думаю. Относительно того, что они встретили Смерть на дороге… Я думаю, скорее, братья Певерелл были просто одаренными, опасными волшебниками, которым удалось создать эти могущественные предметы. История о том, что они были дарами самой Смерти, кажется мне такой легендой, какие могут складываться вокруг подобных творений».

Эти легендарные артефакты и по сей день пытаются отыскать многие волшебники. Их называют Дарами Смерти, и считается, что человек, собравший вместе все три Дара, станет Повелителем Смерти. В надежде, что они обретут помощь в поиске Даров, люди, которые верят в них, обычно носят на себе особый знак Даров Смерти, чтобы обнаружить себя перед другими: в треугольник (мантия) вписан круг (камень), который делится пополам вертикальной линией (палочка).

И все дело в том, что, понятия не имея о Дарах, к концу июля 1997 года Гарри на самом деле успевает повстречать уже все три. И одним даже обладает. Я говорю, конечно, о мантии-невидимке, чьи чары не изнашиваются с годами, которая «действительно сохраняет человека, который носит ее, полностью невидимым, чьи свойства воплощаются целиком, обеспечивая постоянное и неодолимое сокрытие, вне зависимости от того, каким заклинаниям ее подвергают», как зимой 1998 года станет рассказывать трио Ксенофолиус Лавгуд, отец Полумны.

Несколько месяцев спустя Дамблдор уточнит: «Мантия, как ты теперь знаешь, переходила сквозь века от отца к сыну, от матери к дочери, аккурат к последнему из живущих потомков Игнотуса». Род Певереллов давно прервался по мужской линии, однако известно, что внучка Игнотуса вышла замуж не за кого-нибудь, а за Хардвина Поттера.

В свете этого особенно интересным вдруг становится то, что Дамблдор, более чем отлично знавший о Дарах, в 1992 году передал мантию Гарри («…чья истинная магия, конечно, в том, что ее можно использовать, чтобы защищать и укрывать других так же, как и владельца», – пояснит Дамблдор). «На всякий случай». А также то, что мантия, где бы Гарри ее ни бросал, в конце концов всегда возвращалась к нему. А также то, что Директор, которому это в итоге надоело, в начале Игры-6 прямо приказал Гарри везде носить мантию с собой – и с тех пор так и не отменил приказ. Впрочем, это не помешало Гарри потерять ее в Финале на Астрономической башне – но она все равно вернулась к подростку. Разумеется, по волшебству.

С камнем получается еще интереснее, ибо фамилия Певереллов уже всплывала в истории Гарри, и я, сколь помнится, тогда просила обратить на это внимание: «Видели это? Видели? – вопил Марволо Мракс, тыча под нос мистеру Огдену безобразное кольцо с черным камнем. – Знаете, что это такое? знаете, откуда? Несколько столетий хранилось в нашей семье, вот из какой древности мы ведем свой род и все это время храним чистоту крови! На камне герб Певереллов! Знаете, сколько мне предлагали за это?» – оп!

Между прочим, теперь демонстрация колечка Директором Слизнорту приобретает особый смысл. Раньше-то как-то само собой считалось, что Дамблдор показывал старому другу всего-то обезвреженный крестраж, однако похоже, что он еще и один из Даров Смерти ему демонстрировал. Получается, Слизнорт очень много знает. А Дамблдор знает, как много знает Слизнорт. И они действительно хорошие друзья. Так что я бы вняла Анне и не стала списывать Слизнорта со счетов и в этой Игре, даже несмотря на то, что его тут подчеркнуто мало.

Однако об этом – как-нибудь в другой раз, сейчас гораздо важнее то, что Том, второй потомок Певереллов, делая из кольца крестраж, так и не понял, какой артефакт оказался в его руках. «А Волан-де-Морт никогда и не узнал о Дарах?» – спросит Гарри у Дамблдора в мае. «Я так не думаю, потому что он не узнал Воскрешающий камень, из которого сделал крестраж, – признается Директор. – О домашних эльфах и детских сказках, о любви, верности и невинности Волан-де-Морт не знает и не понимает ничего. Ничего», – добавит он же.

И это воистину интересно, ибо получается, что уже на начальном этапе Игры-7 Гарри обладает большим количеством тузов в рукаве, чем Том – уж как только Дамблдор ни демонстрировал Гарри разбитое колечко, уж какие только кренделя вокруг него ни выписывал в прошлом году, не оставив подростку ни единого шанса его забыть – перед тем, как надолго убрать из поля зрения парня. Так фокусник обычно крутит монеткой у вас перед носом, затем хлопает в ладоши, и она исчезает – ровно до того мига, как он не извлечет ее вновь из-за вашего уха, улыбаясь, перекатывая в пальцах.

Однако есть еще кое-что. Третий Дар Смерти. «Старшая палочка, – станет рассказывать Ксенофолиус, – это Дар, который легче всего проследить из-за способа, каким он переходит от владельца к владельцу <…>. Владелец палочки должен взять ее силой у предыдущего хозяина, если он хочет стать ее настоящим хозяином. Разумеется, вы слышали о способе, каким палочка перешла к Эгберту Эгоисту после того, как он победил Эмерика Отъявленного? Или о том, как Годелот умер в собственном подвале после того, как его сын, Гереварт, забрал у него палочку? Или об ужасном Локсии, который забрал палочку в Варнавы Деверилла, которого он убил? Кровавый след Старшей палочки разбросан по страницам истории магии <…>. След исчезает у Аркуса и Ливиуса. Кто может сказать, кто из них на самом деле победил Локсия и взял палочку?»

Истории об этой палочке слышала даже Гермиона, которая изначально отнесется к Дарам весьма скептично: «…сотни лет ходили истории о необычайно сильных палочках <…> Смертоносный жезл, Палочка судьбы – они всплывают под разными именами через века, обычно – в руках какого-нибудь Темного волшебника, который хвастается ими. Профессор Биннз упоминал некоторые из них, но – о, это все чепуха. Палочки настолько сильны, насколько сильны волшебники, которые их используют. Некоторые просто любят хвастаться, что их палочки лучше и больше, чем у других» (бгыг).

Так-то оно, безусловно, так, но раз даже скептик профессор Биннз (банан бананом, ага), который нашел время рассказать о палочках, считает их существование доказанным, стоит об этом задуматься и задаться вопросом: а не одна и та же ли это палочка? Безусловно, никакой это не дар самой Смерти, необходимо уметь разграничивать реальность и вымысел, однако палочка, уникальная в своем роде – она подходит всем и равноценно годна для любой магии. А дальше, разумеется, все определяется силой и склонностями самого мага.

Мог ли Том, находящийся в состоянии глубинной истерики, не задаться вопросом, не существует ли какой-нибудь такой супер-пупер-палочки, которой все другие были бы нипочем? Да ни в жизнь, если он собрался победить Гарри, у которого появилась скверная забава швыряться в него всякими неизвестными золотыми лучами, а он определенно собрался.

И как тут не воспользоваться возможностью и не задать столь удобно загостившемуся Олливандеру интересующий вопрос? «Он хотел знать все, что я мог рассказать ему о палочке, известной как Смертоносный жезл, или Посох судьбы, или Старшая палочка», – весной признается Олливандер.

«Но вы ожидали, что он отправится за палочкой?» – уточнит Гарри у Дамблдора в мае. «Я был уверен, что он попробует, с тех самых пор, как твоя палочка одолела его на кладбище в Литтл-Хэнглтоне, – расскажет Дамблдор. – Сначала он был напуган, что ты одержал над ним победу благодаря своему превосходящему мастерству. Тем не менее, когда он похитил Олливандера, он узнал о существовании сердцевин-близнецов. Он подумал, это все объясняло. Однако палочка, которую он одолжил, не справилась с твоей лучше! Поэтому Волан-де-Морт, вместо того, чтобы спросить себя, каким качеством ты обладаешь, что оно сделало твою палочку такой сильной, какой у тебя есть дар, какого нет у него, разумеется, отправился на поиски палочки, о которой говорят, что она победит любую другую. Для него Старшая палочка стала навязчивой идеей, которая смогла бы конкурировать с одержимостью тобой. Он верит, что Старшая палочка уберет его последнюю слабость и сделает его по-настоящему непобедимым».

Последним из живущих о наличии у себя великолепной непобедимой палочки хвастался другой мастер – Грегорович. Многие мастера сходились во мнении, что он это делает просто для привлечения клиентов. «Это был слух, – станет шептать Олливандер весной. – Слух, много-много лет назад, до вашего рождения. Мне кажется, Грегорович сам распространил его. Можете представить, как здорово это будет для бизнеса: что он изучает и множит свойства Старшей палочки!»

Тем не менее, слухом это не оказалось – в какой-то момент Грегорович действительно отыскал Старшую палочку – о ней, по словам Олливандера, знают все мастера, «есть определенные идентифицирующие характеристики, которые узнают те, кто обучен искусству профессии создания волшебных палочек». Однако палочку у него украл молодой Геллерт Грин-де-Вальд, который, как помним, проиграл в дуэли с… Дамблдором! Однако Дамблдор был убит Снейпом. Означает ли это, что хозяином Старшей палочки является Снейп?

А вот и нет. Во-первых, Олливандер отмечает: «…насчет того, что нужно, чтобы она переходила посредством убийства, я не знаю <…>. Конечно, многое завит от самой палочки. В общем же, тем не менее, палочка была выиграна, ее верность изменится <…>. Палочка выбирает волшебника <…>. Конечно, – прибавит он же, – манера и способ, каким ее забрали, имеют значение», – и это, в частности, я думаю, объясняет, почему палочка Гарри все еще остается верна ему после того, например, как Гарри разоружали сокурсники на тренировках ОД в Игре-5, а также после того, как Драко изъял палочку Гарри в кабинете Амбридж в Финале той же Игры – «эти связи сложны. Первоначальная симпатия, общий опыт, палочка учится у волшебника, волшебник – у палочки», – палочка Гари слишком предана ему – и подросток любит ее столь же сильно.

С палочкой Дамблдора происходит примерно то же самое – способ, каким Снейп убил Директора, имеет значение: по предварительной договоренности. Сомневаюсь, что палочка сочла бы это убийство победой Снейпа над ее старым хозяином – вернее было бы предположить, что ее сила умерла бы вместе с Дамблдором. Частично это подтверждает и сам Дамблдор в мае:

- Если вы спланировали свою смерть со Снейпом, вы хотели, чтобы он закончил со Старшей палочкой, верно?
- Я признаю, это было моим намерением, но это не сработало, как я планировал, верно? – «Ты все понял, точно?»
- Нет, этот кусок не сработал, – «Точно-точно».

Хотя, опять же, черт их разберет – и палочку, и Дамблдора. Возможно ли полное увядание силы палочки? Насколько я знаю, такое происходит только с палочками с сердцевиной из пера феникса, потому что они крайне сильно привязываются к хозяевам. Во всех остальных случаях получается как-то… м… нелогично, если палочка перестает работать в случае смерти хозяина. Я имею ввиду, с чего бы ей? Да и разве истории не известны случаи, когда палочка переходила по наследству ребенку от умершего родителя или другого родственника, например?

Смерть по предварительной договоренности с человеком, осуществляющим убийство, как по мне, равна самоубийству, а тут, я полагаю, палочка поведет себя так же, как и в случае естественной смерти хозяина – ее сила останется сама по себе. Тогда получается, что нового владельца она может признать или не признать по собственному желанию, ибо ее никто не выиграл, не завоевал, она свободна. Палочка выбирает волшебника, как нам талдычат с самой первой Игры.

И дело в том, что я сильно сомневаюсь, что свободная палочка выбрала бы Тома – она помнит нюансы взаимоотношений с ним своего бывшего хозяина. Она могла бы, конечно, выбрать Снейпа, но на сей счет у меня почему-то есть большие сомнения – ибо дела отягощаются в его случае согласием на убийство бывшего хозяина палочки.

Таким образом, при варианте, когда бы Снейп убил Дамблдора, державшего палочку при себе, ее воля осталась бы, скорее всего, подчинена ей самой, и Том, сумей он заполучить эту палочку, конечно, смог бы ею воспользоваться, как любой другой («О да, – станет пояснять Олливандер весной, – если вы волшебник в принципе, вам удастся транслировать магию через практически любой инструмент. Наилучшие результаты, тем не менее, всегда должны получаться, когда есть сильнейшая близость между волшебником и палочкой»), но не более. Ничего выдающегося в его работе этой палочкой не было бы. И при этом исходе она стала бы чем-то таким же, чем являлась для него палочка Малфоя, которую палочка Гарри уничтожила секунд за тридцать.

Однако выходит так, что с первоначальным планом случается… ну, назовем его казус. Вместо Снейпа до Дамблдора первым добежал Драко. Он же его и обезоружил. Палочке этого оказалось достаточно, она признала в Драко нового хозяина – даже несмотря на то, что мальчик этого так и не понял.

И если раньше этот маленький нюанс я вовсю, про себя, но не стесняясь именовала ошибкой Дамблдора, то сегодня вынуждена признать, что, скорее всего, я ошибалась. Ибо есть у меня стойкое ощущение, что старый коварный манипулятор спланировал все хитросплетения палочковой судьбы сильно заранее.

Ну, например, что могло заставить Снейпа спокойненько сидеть в подземельях в Финале прошлой Игры, если он знал, что: а) Дамблдор куда-то ушел с Гарри; б) Директор прибывает на Астрономическую башню, как правило, всякий раз после таких вот уходов? Ну, если вдуматься? В его характере было бы чисто случайно прогуливаться где-то поблизости от башни либо с экстренным чемоданчиком в зубах, на случай, если гадюка-Директор ранен, но жить еще хочет, либо вспоминая про гадюку-Директора все самое-самое плохое на случай, если он жить уже не хочет.

Так что вполне возможно, что Снейп получил приказ не высовываться до поры. Не потому ли, что Дамблдор хотел, чтобы Драко добежал до него первым? Я имею ввиду, Фоукс, конечно, не мог сдерживать мальчика вечность, но он все же мог сдерживать его достаточно долго, чтобы прибежал Снейп, если то было угодно Дамблдору.

Однако этого не случилось – напротив, создались идеальные условия для мухлежа: Орден сдерживал Пожирателей, Фоукс – Драко, Снейп – бежал, но не добежал вовремя, по итогу несчастному Тому всю дорогу не очень понятно, кто чем и когда занимался на этой башне, в результате чего и Драко надежно прикрыт, как невольный хозяин палочки, и Снейп надолго выведен из-под подозрений, как самый очевидный хозяин палочки (Том, потому что он Том, никогда в жизни не подумает, что палочкой можно завладеть как-то иначе, кроме как убив предыдущего хозяина).

Ибо зададимся вопросом, предусматривал ли Дамблдор возможность того, что в чехарде Финала его обезоружит или убьет не Снейп? Разумеется. Мне кажется, как только он эту возможность просчитал, он тут же и изменил план – в конце концов, отвечая Гарри в мае, что его намерением действительно было организовать все так, чтобы Снейп «закончил со Старшей палочкой», Дамблдор ни слова не говорит о том, в течение какого времени это его намерение сохранялось неизменным. Или, например, о том, что вообще означает это загадочное слово «закончил». Я думаю, намерение Директора, ежели и было другим, поменялось тут же, едва Директор увидел более удачную комбинацию.

У меня вообще, чем больше об этом думаю, тем отчетливее складывается ощущение, что Дамблдор позволил бы себя обезоружить только – и только – Драко (в случае, если бы какой-нибудь другой Пожиратель все-таки прорвался сквозь оборону Ордена, его бы ждал неприятный сюрприз наверху башни; мальчика же Орден предсказуемо пропускает – ребенок же – а Дамблдор хитро и разнообразно щадит).

Вопрос о том, перейдет ли лояльность палочки к человеку, который обезоружил ее хозяина по хозяйскому желанию, считаю не столь важным – во-первых, Драко об этом желании не знал, во-вторых, он обезоружил Дамблдора по-честному, в-третьих, разве может палочка не учитывать желания своего бывшего хозяина? Формула «Манера и способ, каким ее забрали, имеют значение» работает, как, впрочем, и все в нашем мире, в обе стороны. Грубо говоря, на эту ситуацию Дамблдор мог бы завопить: «Не считается!» – и палочка бы его послушалась. Однако он выбрал вопить: «Считается!» По-моему, так.

Совершенно другой вопрос в том, зачем Директору все это устраивать, подставляя и Драко, и Снейпа?

Ну, во-первых, как я уже сказала, Драко совершенно выведен из-под удара. Во-вторых, Снейпу как раз под ударом находиться не привыкать. В-третьих, раз Дамблдор «был уверен», что Том попытается отыскать Старшую палочку, аж со времен Финала Игры-4, он просто должен был сделать что-то, чтобы Том нашел, так сказать, пустышку – деревяшку, чья сила принадлежит кому-то другому. А то Реддл со Старшей палочкой, работающей на него – это, знаете ли, не очень такая перспектива – в таком вопросе нельзя полагаться на довольно смутное предположение, что палочка самоубившегося хозяина, предоставленная сама своей воле, не выберет Тома – кто ее знает, что ей взбредет в эквивалент головы? Лучше уж проконтролировать ее выбор, тем более, что это вполне возможно.

При этом о случившемся знают только Директор, Снейп и портрет Дамблдора (через Снейпа). А в полной мере понимают случившееся вообще только Дамблдоры. А вот видели, что случилось, Дамблдор, Драко – и Гарри.

Упс.

С этой точки зрения желание Дамблдора, чтобы Гарри видел сцену его убийства целиком, вдруг обретает еще одну причину – может быть, Дамблдор хотел, чтобы Гарри рано или поздно узнал, кто же является настоящим хозяином его палочки теперь? Но зачем?

Нет, а что, кто-то думал, что избавление от всех крестражей, в том числе и того, что засел в Гарри, и последующая финальная битва должны проходить по принципу «авось пронесет»? Это при условии, что сам Дамблдор в Игре-6 утверждал, что даже после уничтожения всех крестражей «понадобятся незаурядные мастерство и сила, чтобы победить такого волшебника, как Волан-де-Морт»? Вообще как-то не похоже на Директора, в стиле которого скорее подстелить побольше соломки своему хорошему, но не такому уж умелому крохе, чем надеяться, что кроха вдруг внезапно станет мастером дуэльного искусства.

Уж лучше предположить, что Дамблдор прежде всего стремился: а) дать Гарри понять, что в нем сидит часть Реддла; б) дать в руки Тому мощное оружие, которое не работает или работает не на него.

В первоначальном варианте (когда/если Снейп должен был «закончить» со Старшей палочкой в смысле «покончить»), вероятно, предполагалось, что палочка Гарри с пером феникса все-таки окажется сильнее неработающей Бузинной. Однако этот вариант, помимо того, что не было известно точно, прекратит ли она работать и не выберет ли Тома свои новым хозяином, плох еще и тем, что Гарри придется стать непосредственным убийцей Тома.

Вариант второй, при котором хозяином палочки становится ни о чем не подозревающий Драко, имеет все шансы сработать – и сработать отлично, при этом не сделав Гарри убийцей абсолютно ни в какой мере: если Том получит и станет атаковать этой деревяшкой, чью лояльность Гарри к тому времени выиграет у Драко. Палочка просто не сможет убить своего хозяина, она срикошетит.

Вариант абсолютно сумасшедший, рискованный и практически невыполнимый – все под стать Директору, который и принимается за его исполнение, ибо в противном случае он не был бы Директором. Само собой, это значит, что в Игре-7 грядет ряд разборок с участием Старшей палочки (а начинаются они в Финале тесно связанной с этой Игры-6) и непосредственные столкновения между Драко и Гарри. Шансов для таких столкновений не так уж много – коль скоро Гарри не возвращается в школу, то только в каникулы, однако об этом – когда наступит нужное время.

Сейчас важно понимать, что Олливандер, абсолютно ничего не знающий о связи через кровь (видимо, Дамблдор не говорил ему об этом специально, чтобы Том не уличил во лжи), настаивает на преодолении связи палочек как единственном способе победить Гарри. Однако фиаско на переправе заставляет Тома подумать усерднее над тем, как разорвать связь палочек-близнецов.

Необходимо помнить: по словам Олливандера, это не он рассказал Тому о существовании Бузинной палочки, но Том сам спросил его. У меня нет абсолютно никаких доказательств, однако за годы работы над Игрой я хорошо поняла значение слов «недоказуемая причастность», а посему склонна верить, что, как и ранее в случае с пророчеством, Тома убеждают, что ему необходима Самая Сильная Палочка, о существовании и свойствах которой лучше проконсультироваться у мастера. Очень уж похожи две томовы одержимости меж собой.

Из кандидатур на должность убеждателей, опять же, любимая правая рука Тома, профессор-Порежу-Всем-Уши-Снейп, который, конечно, крупно косякнул с тем, что не информировал Тома об операции с двойниками, но это не столько его проблема, сколько проблема его информатора («О, да, конечно, я разберусь с ним, мой Лорд». – «Отрежь ему ухо! Оба!! И нос!!!» – «Разумеется, мой Лорд»), а сам Снейп настолько убедительно показал себя на этой переправе и вообще душка, что его осведомленность, ценность и преданность отныне не подвергаются сомнению – а идея с Самой Крутой Палочкой и впрямь замечательная, как, несомненно, кажется обрадованному Томми.

Снейп же, если что-то и знает про сложную судьбу палочки и взгляды Дамблдора на сей счет, то активно молчит, если догадывается, то молчит еще активнее, ибо в данный момент абсолютно необходимо не напортачить – Том, может, и слабеет в способностях к Легилименции, но кто его знает. На всякий случай, о таких вещах следует либо думать поменьше, либо не думать вообще.

В этом смысле Снейп не одинок, кстати говоря – Олливандер, конечно, направляет Тома на скользкую дорожку поисков, однако громко молчит об обходных путях и всяческих сокращениях. Ибо я не верю, что он не узнал в палочке Дамблдора Бузинную – ведь он сам станет отмечать, что существуют некие характеристики, по которым мастера ее узнают. Однако, разумеется, сообщи Олливандер о том, что последним владельцем палочки был Директор, тут бы Игра и накрылась. Он не лжет, отправляя Тома в самый масштабный Бег-по-Кругу за всю историю Игр искать Грегоровича, но Том (на свою беду) не пользуется Легилименцией, чтобы прочесть в глазах мастера и ту правду, о которой он умалчивает.

Наконец, и Олливандер, и Снейп упорно молчат о том, что не нужно убивать бывшего владельца палочки, чтобы стать ее новым хозяином, в результате чего Том радостно усваивает, что именно это как раз и нужно. По итогу Драко оказывается надежно прикрыт и вообще выведен из цепочки владельцев, которая начинает медленно складываться в многострадальном мозгу Реддла.

То есть шизофреническую переправу и операцию с двойниками я бы объяснила именно так, ибо иного объяснения просто не вижу: зная с самого начала, что Том будет участвовать в перехвате и попытается в очередной раз эпично убить Гарри, Дамблдор, который, как помним, ничью инициативу рубить не любит, позволяет ему столкнуться с Гарри лбами с тем, чтобы дать понять, что его новый гениальный План не работает. А поскольку не менее с самого начала было понятно, что Том, наш храбрый воин, не сунется убивать одного мальчика без свиты из 30 головорезов, в дело включаются Орден и ОД.

В результате Том, у которого эпично получается лишь проваливать свои планы, в очередной раз понимает, что чего-то не понимает, и бросается сначала вымещать злость на Олливандере, затем пытать его более предметно, чем по типу «Ты мне солгал, скотина!» и вариациям, а затем уже и в длинный увлекательный Бег-по-Кругу за Старшей палочкой, одной из задач которого (с точки зрения Дамблдора) является необходимость к Финалу Игры привести Тома в замок, к Снейпу.

Гарри всю дорогу активно ведут туда же, однако для подростка все организовано куда более тонко, интересно и поступенчато. Старшая палочка для Гарри – это лишь часть приготовленной Директором картинки-пазла, в которую включены и пятый крестраж (диадему в Выручай-Комнате Гарри благодаря операции «Сектумсемпра» с Драко и Снейпом в главных ролях уже видел), и его мантия-невидимка, и кольцо Мраксов (уже на подходе, бородатый фокусник готов протянуть руку за ухо жертве), и даже меч Гриффиндора, о котором подробнее – совсем скоро. Само собой, предполагается, что все это окажется в руках Гарри и сильно поможет ему в Финале.

Замечу: по задумке Дамблдора, Том должен едва ли не лично преподнести Гарри Старшую палочку – в конце концов, не самому же подростку гоняться за ней по всем континентам. Парень для такого не обучен и сильно стеснен в средствах. А вот Том пусть побегает, Гарри понаблюдает за успехами, результатом и процессом в целом его глазами, так безопаснее. Кроме того, всегда приятно, когда Его Темнейшество отсутствует в стране – идет на пользу здоровью окружающих, знаете ли.

Таким образом, первое же крупное столкновение Дамблдора и Тома на поле в Игре-7 приводит к дальнейшему укреплению Директора в борьбе на позиции «сверху», которую он уверенно занял в Финале Игры-5. Том в который раз со сказочным идиотизмом умудрился наступить на каждую из подложенных Дамблдором грабель, в чем, в общем-то, нет для Директора совершенно ничего удивительного – если знаешь человека, знаешь и его поступки. Я не поленюсь и вновь отмечу, что настоящие военные действия – это вовсе не состязание в том, кто кого переубивает больше и эффективнее. Это состязание упорства, терпения, воль, бесстрашия и, главное, ума против ума. А оружие, которое ваш противник не умеет использовать, как известно, принадлежит вам.

Когда Гарри покидает дом Дурслей окончательно, чары защиты, поддержанные Дамблдором, прекращают свое действие – за исключением той их части, которая была преобразована Томом в Игре-4. Своей магией он как бы изменил условия действия этой защиты – теперь она работает вне зависимости от Петуньи и возраста Гарри, а до тех пор, пока жив Реддл. В результате создаются все условия, чтобы Гарри, с одной стороны, мог избавиться от крестража в себе, а с другой – выжить.

Дожидаясь аж конца июля 1997 года и настаивая на том, чтобы Гарри вернулся в дом к маглам на это лето, Дамблдор не только создает условия для организации шизофренической переправы, но и тенет время, в течение которого Гарри никуда не денется, а также поддерживает Тома и окружающих в святой уверенности, что защита – именно в доме, и она прекратится, едва Гарри порвет с этим местом или станет совершеннолетним.

Причем похоже на то, что эта защита не просто не исчезает после того, как Гарри покидает дом, но и начинает работать (или всю дорогу работала) и против Пожирателей – уж больно подозрительно, что Гарри всю дорогу удается избегать разного рода шальных проклятий, да и не похоже, что Дамблдора не интересовал способ решения данной возможной проблемы – с его-то желанием настелить как можно больше соломки. Возможно, каким-то образом помогает и защита, возникшая в результате жертвы самого Директора.

Из нюансов и выводов по результатам переправы заслуживают внимания еще несколько. Во-первых, очень громко объявлена личная война в семье Блэк – Беллатриса, половой истекая истомою, стремится угодить Тому убийством Тонкс. Тонкс собирается отвечать ей взаимностью: «Я бы просто хотела до нее добраться, я должна Беллатрисе», ибо – Сири до сих пор остается не отмщен.

По всей видимости, Хагрид вновь оказывается совершенно не той совой, коей старается выглядеть. Помимо всего спектакля, описанного прежде, пристальное внимание обращает на себя и тот факт, что, если Назема используют, чтобы сокрыть следы Аба, а Хагрид, скрывая их, помогает Назему (не зная об этом, но прекрасно зная, что нужно вызвать подозрение на себя), получается, как ни крути, что Хагрид по этому пункту находится очень даже в Игре. Рискну предположить, что с крайне малым уровнем доступа к информации – но тем не менее.

То же можно сказать и о замечательном самоустранении Хагрида с мотоцикла незадолго до того, как палочка Гарри выкинула финт «Золотой огонь». Создастся впечатление, что Хагрид, который мог бы стать единственным в Ордене свидетелем этому, сознательно решил таковым не становиться. Именно Хагрид в Норе с очаровательной наивностью завел выведший Гарри из себя разговор о том, что парень вновь навалял Реддлу – как итог, все окружающие, свунясь от скромности подростка, еще больше уверяются в его скрытых силах и неисчерпаемых способностях. То есть достигается именно тот эффект, который и был необходим Дамблдору.

Так что я бы внимательно присмотрелась к Хагриду в этом году, хоть его и мало – он в явной тельняшке. Не думаю, что ему известно слишком или просто много, однако верить в то, что он вообще не при делах в этой Игре, у меня уже не получается. Кто его знает – вдруг у него в хижине висит портретик Дамблдора, который иногда заглядывает на чай и болтает о том о сем?

В пользу моей теории играет и то, что Хагрид, безусловно любивший Дамблдора, не разломает Снейпа пополам в первый же день его директорствования, а станет сидеть тихо и мирно почти до самого конца года. Значит, что-то такое есть, и Хагрид, прошедший с Снейпом и Макгонагалл к этому моменту уже 6 Игр, понимает и чувствует гораздо больше, чем делает вид.

Самой горькой потерей переправы становится, конечно, смерть Грюма, после которой Орден так и останется без постоянного вожака, хотя номинально эту роль то и дело будут исполнять Кингсли и Люпин попеременно.

Отправившиеся на поиски тела Грюма Люпин и Билл так его и не найдут – очевидно, Том приказал за собой подчистить. Мне бы хотелось верить, что тело Грозного Глаза, как ранее тело Барти Крауча-старшего, трансфигурировали в кость и закопали в землю, однако отчего-то мне кажется, что это было бы уж очень в стиле Тома и его Пожирателей – надругаться над телом человека, столь эффективно боровшегося против них едва ли не всю свою жизнь. Должно быть, после этого его скормили Нагайне. Вероятно, это видел Снейп (мне бы хотелось верить, что ему не пришлось участвовать в надругательствах).

Что он мог чувствовать в тот миг, спрашивать глупо – да, они с Грюмом, судя по всему, ненавидели друг друга и презирали одинаково сильно, у них были на то свои причины. Но это вовсе не значит, что смерть Грозного Глаза не делает Снейпу больно. Он все же преимущественно здоровый и по большей части нормальный человек; высокоморальнейший – уж точно.

Лично мне всегда нравился Грюм, хотя его слишком мало на страницах книг. Мысль о его гибели тоже делает мне больно, но эту боль облегчает отсутствие любой доли жалости или сожаления. Он был таким человеком, который этого по себе не оставил. Его не надо жалеть, о нем не надо сожалеть – о нем следует крепко задуматься. Он прекрасно знал, на что идет и чем это может закончиться. Но все дело в том, что он знал это в каждый свой выход на каждую операцию – и в годы Первой войны, и с возрождением Реддла, и в перерыв между обеими войнами. Он был настоящим мракоборцем, для которого понятие «служение народу» никогда не являлось пустым звуком. Он сделал свой выбор десятилетия назад, выбрав профессию, и с тех пор не поменял его – до самой смерти.

Конечно, это вовсе не означает, что ему не бывало больно или страшно. Я очень люблю вспоминать, как он ругается и ворчит на всех подряд перед каждой операцией. Мне кажется, в такие моменты слетает вся его выработанная за долгие годы броня, которой неизменно обрастает человек, видавший всякое, и наружу прорывается истинная сущность Аластора Грюма – человека, искренне переживающего о своих, искренне волнующегося за успех дела, искренне опасающегося и боли, и смерти.

Но Грюм в жизни Гарри является одним из главнейших подтверждений тому, что страх – это вовсе не тогда, когда боишься, но делаешь. Чувства – это не главное, мы, люди, не в силах их контролировать. Однако мы в состоянии контролировать свои действия. Именно они определяют, какие мы.

Грюм умер таким, каким жил – невероятно мужественным и храбрым, ответственным, крепким, честным и преданным. Он играет большую роль в становлении Гарри как личности, парень многим ему обязан. Мне кажется, это важно – когда ты оставляешь после себя кого-то, кто тебе обязан. Это значит, что ты жил не напрасно, а я не знаю, что может быть лучше этого.

Лично я ни минуты не ощущаю Грюма мертвым – даже спустя столько лет – и не смогу, должно быть, ощутить, ибо в голове то и дело вспыхивает: «Постоянная бдительность!» Черт побери, да… в этом был весь он.

Ночь переправы связывает всех крепкими цепями, которые невозможно будет порвать и много после войны. Когда опасность подбирается так близко, всегда начинаешь ценить жизнь людей, которых любишь – должно быть, потому, что понимаешь, как сильно их любишь. Только в такие моменты случаются ключевые переломы.

Сколько раз в эту ночь члены Ордена и ОД, забыв про Мерлина, вспоминают Бога, сложно предположить и сосчитать. Должно быть, именно с этой поры в Норе не остается ни единого ребенка. В этом смысле то, что именно Хагрид привозил Гарри на Тисовую в первый раз и он же увозил его в последний, очень символично. Как и смерть Букли – все знаменует собой умершее детство.

Вот таким безрадостным, но крайне многообещающим становится грандиозное начало Игры-7, которую теперь можно считать полноценно формально открытой.
Made on
Tilda