- Спасибо, – Гарри принимает чай из рук Гермионы.
- Не возражаешь, если я с тобой поговорю? – вежливо спрашивает она.
- Нет, – отвечает Гарри, потому что, человек, ставший взрослым, не хочет задеть ее чувства.
И хвала небесам, что он так отвечает, ибо жизнь в очередной раз выдает ему пряник за то, как он пытается оставаться хорошим:
- Гарри, ты хотел знать, кем был тот человек на фотографии. Ну… у меня есть книга.
Смущаясь, Гермиона аккуратно кладет копию «Жизнь и обманы Альбуса Дамблдора» Гарри на колени. Парень теряет дар речи:
- Где –? Как –?
- Она была в гостиной Батильды, просто лежала там…
Ну, может, книга там и «просто» лежала, но вот Гермиона взяла ее отнюдь не просто так. То есть, я имею ввиду, понятно, что она заинтересовалась нашумевшей книгой – однако, судя по всему, пока Гарри был наверху, девушка успела ее пролистать, причем с совершенно конкретной целью. Видимо, поняв, что фотографии на комоде могли оказаться в руках у Риты, Гермиона пролистывала книгу целенаправленно, ища фото человека, которого Гарри назвал вором. На ход Игры сей маленький вывод, конечно, совершенно не влияет, но мне просто приятно лишний раз отметить уровень активности соображательной штуковины Гермионы, ее внимательность, а также склонность прислушиваться к тому, что волнует Гарри (хотя в попытках достучаться до «Батильды» парень и орал достаточно громко, так, что, сложно было как раз не услышать).
- Эта записка торчала из нее, – заканчивает Гермиона, зачитывая строчки, выведенные зелеными чернилами: – «Дорогая Батти, спасибо за помощь. Вот экземпляр книги, надеюсь, тебе понравится. Ты сказала все, даже если не помнишь этого. Рита». Я думаю, книга прибыла, когда настоящая Батильда была жива, но, возможно, она была не в состоянии прочитать ее?
Что ж, судя по тому, что корешок книги остается гладким и нетронутым, Гермиона права, книгу действительно не читали. И, похоже, Батильда действительно разговаривала с Ритой, будучи уже сильно не в себе – дом выглядел так, словно никто не ухаживал за ним многие месяцы, а возможно, и годы, в спальне Батильды под кроватью стоял ночной горшок, что так же не указывает на ее превосходное самочувствие при жизни (не Нагайна же горшок для себя притащила).
Более того, в стройных рядах рамочек на комоде отсутствовало шесть фотографий, которые, очевидно, вошли в книгу – и я сильно сомневаюсь, что Рита спрашивала хозяйку, можно ли их взять. Скорее всего, Батильда даже не заметила пропажу.
Наконец, и Мюриэль, и давшие ряд комментариев Рите соседи Батильды Айвор Диллонсби и Энид Смик сходятся на одном и том же: Батильда помешалась умом. Правда, используют они для описания ее состояния самые разные эпитеты, будто бы соревнуясь, кто обзовет ее похлеще, но оставим это на их совести.
Грустно просто осознавать, что некогда знаменитая, блестящая волшебница вынуждена была доживать жизнь в одиночестве, судя по всему, без какой-либо помощи, зато посреди нескончаемых насмешек. Хотя мне не верится, что Дамблдор ей не помогал – все же она была одной из самых старинных его приятельниц (по словам Риты в книге, Батильда сама написала ему, еще школьнику, пораженная его статьей в «Трансфигурации сегодня», и завязавшаяся переписка в конце концов сблизила ее с семьей Дамблдоров, закрытой от остальных соседей в целом). А вот с его смертью ей должно было стать совсем одиноко и невыносимо жить.
Несколько цинично, однако Дамблдор отправил Риту к Батильде за некоторыми деталями для книги, после чего, понимая, что с Батильдой все кончено, и это лишь вопрос времени, отдал ее Реддлу без боя. Это облегчило ее страдания. По-моему, так.
Меня утешает мысль о том, что Рите, судя по всему, хватило такта быть милой с Батильдой в период их встречи или встреч. Да, она открыто признается, что говорила с ней не по ее чистой воле (сперва: «Ты сказала все, даже если не помнишь этого», – затем читаем в книге: «Тем не менее, комбинация надежных и проверенных методов взятия интервью…» – и: «…насчет одной темы, тем не менее, Батильда однозначно оправдала усилия, которые я потратила на то, чтобы добыть Сыворотку правды…» – интересно, кстати, где Рита Сыворотку добыла? не у Снейпа ли? тогда усилия и впрямь были колоссальными), однако мне нравится то, что Рита называет ее «Батти» в своей записке (впрочем, не удержавшись от приколов в типично своем стиле: «Вот экземпляр книги, надеюсь, тебе понравится», – как я поливаю грязью твоего друга, ага).
Между прочим, так она зовет Батильду и в книге – на сей раз, заключая прозвище в кавычки. Это наталкивает меня на мысль, что Рита называет Батильду этим именем вслед за кем-то. Подозреваю, за Дамблдором – за кем же еще? Так и слышу: «Да, Рита, вы можете навестить Батти в Годриковой Впадине, думаю, это вполне приемлемо. Поскольку она не вполне в себе, предупреждаю сразу, вам понадобится быть терпеливой и сдержанной. Обратитесь к лучшим качествам своей натуры. Есть же они у вас. Где-нибудь. Наверное… Как бы то ни было, мне бы хотелось верить, что вы будете с ней максимально обходительны. В противном случае, вам придется столкнуться с моим… м… неудовольствием. Видите ли, Батти – старинная подруга моей семьи. Мы друг друга поняли? Отлично. Обратитесь к профессору Снейпу за Сывороткой правды, это поможет вам в разговоре с Батильдой, скажите ему, что я попросил. Да, и опросите, раз уж будете там, других жителей Годриковой Впадины – по самым разным вопросам, мы же не можем ссылаться на слова одной Батти в каждой главе книги?» Примерно так.
Надо отдать Рите должное – судя по ее обращению к Батильде в записке, а также по тому, как она отзывается о ней в книге, Рита не позволила себе плохое или неуважительное обращение с умирающей беспомощной старухой. Во всяком случае, в лоб (фотографии же кто-то таки украл). И на том спасибо.
Борода Дамблдора отчетливо видна и в том, что Рита, которая удавится за любую копейку, отсылает бесплатный экземпляр книги Батильде, хотя прекрасно знает, что женщина не в том состоянии, чтобы читать что-либо, исключая, возможно, огромные надписи на заборах. Но Рите совершенно не обязательно знать, зачем Директор просит ее поступить столь нелогично – ее дело исполнять.
Со своей стороны Дамблдор прекрасно понимает, что едва ли не единственный шанс для Гарри заполучить книгу, получить которую ему необходимо, чтобы продвинуться по Игре – это как раз умыкнуть ее из дома Батильды. Поэтому книга высылается Ритой в тщательно выбранный период – когда Том покидает дом, подселив в Батильду Нагайну, а заодно и прочно покидает страну, но до или сразу после того, как палатку ребят оставляет Рон.
Ежу понятно, что, раз Директор предвидел, что Рон захочет вернуться, значит, предвидел, и что захочет уйти. Также понятно, что именно Гермиона является тем фактором, который будет сдерживать Гарри от посещения Годриковой Впадины. Понятно и то, что она сломается именно без Рона – примерно к Рождеству. Таким образом, ребята оказываются в Годриковой Впадине очень вовремя – книга уже на месте.
Гарри, мальчик пылкий, с жестоким удовольствием пялится на обложку, на которой миролюбиво моргает изображение Дамблдора, думая примерно в сторону того, что теперь-то он, Гарри, наконец узнает всю правду, вне зависимости от того, хотел этого Директор или нет. Тут можно смело произносить «ха-ха» три раза – по поводу «всей правды», хотения Директора и просто так, потому что Гарри такой молодой и такой смешной – ну вот узнает он так называемую всю и так называемую правду. И что? Почему-то так сильно стремясь к этой правде, Гарри ни разу не дает себе труда задуматься, почему Дамблдор ему ее не раскрывал сам – и что он, Гарри, будет делать с ней, когда получит.
- Ты все еще злишься на меня? – новые слезы текут по лицу Гермионы. Очевидно, она приняла выражение лица Гарри на свой счет.
- Нет, – тихо говорит Гарри. – Нет, Гермиона, я знаю, это была случайность. Ты пыталась вытащить нас оттуда живыми, и ты была невероятна. Я был бы мертв без твоей помощи.
Гермиона приободряется. Вернув ей слабую улыбку и решив, что пора покончить с лирической паузой, Гарри погружается в книгу, к главному герою которой отчего-то способен проявить на порядок меньше терпения и снисходительности. Наверное, оттого, что Гермиона никогда не была для подсознания Гарри сверхродительской фигурой.
Гарри натыкается на фотографию вора практически сразу – молодой Дамблдор на изображении смеется, стоя рядом с красивым молодым парнем, который так же покатывается со смеху. «Альбус Дамблдор вскоре после смерти матери со своим другом Геллертом Грин-де-Вальдом», – гласит подпись к снимку.
Пауза. Спустя несколько долгих мгновений Гарри косится на Гермиону, которая глядит в книгу так, словно не может поверить в то, что видит.
- Грин-де-Вальдом? – Гермиона медленно поворачивает голову к Гарри.
«Другом Грин-де-Вальдом?» – было бы спросить куда лучше. Именно здесь как нельзя кстати заезженная до дыр и трещин популярная фраза «Вот это поворот».
Гарри быстро пролистывает книгу до того момента, в котором упоминается Грин-де-Вальд, и ребята принимаются читать главу под названием «Общее Благо».
Важная такая глава. Интересная. И для продвижения по Игре крайне необходимая. Не увидь Гарри лицо вора в сознании Тома, вряд ли бы он к этой главе в принципе приступил. В цепочку причин, по которой Гарри берется именно за данную главу, удачно, но не спланированно ложатся и фотографии Батильды, обнаруженные ребятами в ее доме, и то, что Гарри увидел именно это изображение в книге Риты, которую взял в руки в кабинете Амбридж еще в сентябре.
Я долго размышляла, не было ли последнее частью Игры. Такова уж неизменная привычка любого, кто годами работает над шифрами, загадками и тайными планами – начинаешь видеть шифры, загадки и тайные планы во всем, что попадается под руку. Однако будем сходить с ума в рамках разумного – Гарри случайно наткнулся на фотографию Дамблдора с Грин-де-Вальдом в книге в Министерстве, и это совпадение не было Игрой, хотя, безусловно, очень хорошо в нее легло – заимев книгу в своем распоряжении, Гарри листает ее, ища конкретно это фото.
Если бы Гарри стащил книгу из кабинета Амбридж (что было маловероятно, ибо таскать с собой ее было парню в тот момент не с руки), Гарри бы узнал, кто этот вор, значительно раньше, однако это не дало бы ему ничего ровно до того момента, как о воре с позволения Дамблдора узнал бы Том. То есть наличие книги в кабинете Амбридж, которую Гарри мог бы пролистать, а мог бы и не пролистать, Игрой не было.
А вот содержание книги в целом и главы «Общее Благо» в частности – за вычетом, разумеется, колкостей и приступов самолюбования Риты, которая явно отрывалась вовсю, занимаясь ее написанием – очень Игра. Временами даже Большая, что, пожалуй, гораздо важнее.
А поскольку Рита, конспектируя правду Дамблдора, присовокупила к конспекту немалую долю своей драгоценной скитернутой человеческой индивидуальности, мне сейчас придется заняться кропотливой работой по отделению мух от котлет с последующим выуживанием из котлет самых вкусных и полезных жилок. То есть рассматривать животрепещущие слова Риты, пропуская через сита правды, доброты и пользы, иногда деля на два, периодически – на три, но всегда – не забывая сравнивать со словами первоисточников, причин и привычек врать у которых не наблюдается.
Ибо есть у меня гипотеза, что свои жизни Дамблдор и Аберфорт проживали лично, а потому не стоит полагаться на книги и слухи, чтобы понять, как именно они их проживали – довольно мюриэльщины и дожества, думаю, сейчас самое время перестать описывать домыслы, почти полгода витавшие вокруг Гарри и непосредственно в его голове. Ибо то, как Гарри из-за этого колбасило, конечно, анализировать весело и поучительно, но за Дамблдора обидно.
Итак, семья Дамблдоров жила в Насыпном Нагорье до момента, когда с шестилетней Арианой случилась беда. По словам Аберфорта, маленькая Ариана, еще не способная контролировать всплески стихийной магии, колдовала на заднем дворе. За ней подсмотрело трое мальчиков-маглов. Они перелезли через садовую изгородь и стали приставать к девочке, чтобы та показала, в чем фокус. «Они немного увлеклись, пытаясь заставить маленького фрика прекратить это делать», – расскажет Аберфорт в мае. Вполне очевидно, что мальчики сделали с Арианой.
Когда Персиваль узнал об этом, он отправился к этим маглам и отомстил им. Я понятия не имею, убил ли он – ни Дож, ни Рита, ни Аберфорт, ни сам Директор не используют это слово, чаще всего они говорят «атаковал» и «совершил нападение». Однако все сходятся на том, что нападение было совершено с чрезвычайной жестокостью. Персиваля посадили в Азкабан, где он и умер, известный как маглоненавистник – потому что отказался и, уверена, запретил семье рассказывать причины своего поступка, иначе бы власти заперли Ариану в больнице святого Мунго в отделении для умалишенных до конца ее дней, как серьезную угрозу нарушения Статута о секретности.
Ибо после нападения мальчиков Ариана повредилась в уме, «она не хотела использовать магию, но не могла от нее избавиться; она обратилась внутрь и сводила ее с ума, вырывалась из нее, когда она не могла этого контролировать, и иногда она была страшной и опасной. Но преимущественно она была милой, напуганной и безвредной», – пояснит Аберфорт.
Есть подозрение, что Ариана превратилась в Обскура – ребенка, вынужденного подавлять свою магию, в результате чего внутри него образуется паразитический сгусток темной энергии, своего рода аморфная хаотическая опухоль. Когда Обскур теряет над собой контроль, он принимает форму Обскури – жидкое темномагическое облако, которое разрушает все на своем пути, чьи размеры и мощь зависят от силы хозяина. Обскур высасывает силы из своих носителей, постепенно сводя их в могилу – редкий ребенок с Обскуром способен дожить хотя бы до десяти лет.
Угомонить Обскури могут, пожалуй, только самые близкие и любимые люди. Для Арианы таким стал Аберфорт («Я был ее самым любимым <…> я мог ее успокоить, когда у нее случались приступы, а когда она была тихой, она помогала мне кормить коз»).
Семья Дамблдоров переехала в Годрикову Впадину, где жила крайне замкнуто, и никто из соседей практически не припоминал историю Персиваля – более того, придумав легенду о болезни Арианы на всякий случай, Кендра постаралась и вовсе скрыть факт ее существования от глазастых соседей. Единственная во всей Годриковой Впадине, у кого установились хоть какие-то теплые отношения с Кендрой, Батильда была поражена, когда однажды ночью случайно увидела, как Кендра делает один круг по двору с Арианой – год спустя после переезда Дамблдоров в Годрикову Впадину.
Примерно в то же время будущий Директор поступил в Хогвартс, однако, признавая, что его отец виновен, никогда не распространялся о причинах, по которым Персиваль оказался в тюрьме, даже близкому другу Дожу. Батильде и кругу самых хороших друзей оба брата Дамблдора и их мать говорили, что Ариана «слишком слаба для школы», когда кто-либо начинал интересоваться жизнью девочки, и любые разговоры на тему быстро сворачивались.
В какой-то мере, конечно, это было домашним заточением, как о нем отзываются Рита и Мюриэль. Однако я уверена, что Ариане было объяснено, почему все так, а не иначе, и она, умная, скромная, добрая девочка, все поняла. За ней с большой любовью и вниманием ухаживали мать и старшие братья – об этом скажет сам Аберфорт («…моя мать присматривала за ней и пыталась держать ее в спокойствии и счастье»), об этом свидетельствует и то, что Ариана дожила аж до 14 лет – и, вероятно, смогла бы прожить еще дольше.
Однако, когда ей было 14, в семье Дамблдоров вновь случилось несчастье – Ариана опять потеряла контроль. Единственный человек, который мог успокоить Обскури-Ариану, Аберфорт, тогда отсутствовал в доме. Видимо, Кендра не успела увернуться («…видите ли, моя мать не была так молода, как прежде…» – станет говорить Аб), и Ариана, не способная себя контролировать, случайно убила мать.
Будущему Директору на тот момент было почти 17, и они с Дожем – с рассказа об этом и начинается глава «Общее Благо» – планировали отправиться в годичное путешествие, таким образом ознаменовав окончание школы. «Двое молодых людей остановились в «Дырявом Котле» в Лондоне, готовясь отравиться в Грецию следующим утром, когда прибыла сова с новостями о смерти матери Дамблдора», – с поразительной точностью в деталях пишет Рита. Можно, я не буду говорить, откуда она взяла эти детали – где остановились, куда собирались, когда прибыла сова – если из двоих людей, которые могли бы ей их сообщить, Дож, как пишет ниже Рита, «отказался давать интервью для этой книги»?
Кстати говоря, еще чуть ниже Рита вновь бросает шпильку в его адрес: «…предоставил общественности свою собственную сентиментальную версию того, что случилось потом. Он описывает смерть Кендры, как трагический удар, а решение Дамблдора отложить поездку, как акт благородного самопожертвования». По всей видимости, шпильки летят в направлении некролога Дожа – однако как это возможно, если он вышел уже после того, как книга была написана? Получается, либо Рита дорабатывала книгу на коленке прямо накануне издания, либо она до этого была знакома с версией Дожа о событиях тех лет. Как так?
А вспомним, что оба швыряются друг в друга шпильками с самого начала Игры Года. Складывается ощущение, что сии баталии за кадром носили крайне продолжительный характер и имеют отношение еще к Игре-6 как минимум. Мог ли Дож, которому Дамблдор явно намекнул, что писать в некрологе, если таковой вдруг случайно потребуется, знать, что именно пишет Скитер? Я полагаю, Дож как минимум – и не без помощи очередной серии намеков Дамблдора – об этом догадывался.
Но я отвлеклась. По крайней мере, все сходятся на том, что Дамблдор немедленно вернулся в Годрикову Впадину – Дож (с благоговейным трепетом), Аб (с громкими фырками и плевками в камин) и Рита (с язвительными комментариями и намеками на). Директор и Дож присутствовали на похоронах Кендры, после чего Дож отбыл в одиночное путешествие, а Дамблдор остался в доме в качестве главы семьи.
Напомню, в своем некрологе Дож открыто признается: это был период, когда он меньше всего общался с Дамблдором – а потому факты по поводу этого интересного времени в его памяти отсутствуют – в то время как Дож в красках описывал свои путешествия, Дамблдор был скуп на описания своей повседневной жизни.
А его повседневная жизнь скатывалась в рутину. 16-летний Аб собирался покинуть школу, чтобы ухаживать за Арианой, однако Дамблдор настоял, чтобы тот продолжил свое обучение. Несколько недель будущий Директор справлялся с Арианой, вероятно, на глазах у Аба, чтобы доказать ему, что сумеет с ней ужиться и без его помощи («Небольшое падение для мистера Блистательного, за ухаживание за полусумасшедшей сестрой в попытках остановить ее от того, чтобы она не взорвала дом каждый божий день, не дают никаких призов. Но несколько недель он нормально справлялся…» – расскажет Аб).
- Меня это возмущало, – открыто и холодно констатирует в разговоре с Гарри лично Дамблдор в мае, говоря о своем отношении к тому, во что превратилась жизнь членов его семьи после смерти Кендры. – Я был одарен, я был выдающимся. Я хотел вырваться. Я хотел сиять. Я хотел славы. Не пойми меня неправильно, – боль снова отразится на лице Директора. – Я любил их. Любил родителей, любил брата и сестру, но я был эгоистом, Гарри, гораздо большим эгоистом, чем ты, который есть самый удивительно самоотверженный человек, какого только можно себе представить. Так что, когда моя мать умерла, на мне лежала ответственность за нестабильную сестру и капризного, своенравного брата, и я вернулся в деревню злым и несчастным. Пойманный в ловушку, теряющий годы, я думал!
Здесь мне стоит, пожалуй, вклиниться сразу же. Я не намеревалась делать это здесь, так скоро, однако так уж получается – даже в этой своей отгоревшей, тающей форме не только Игра развивается людьми, но и сама ими управляет.
Мне очень знакомы чувства 17-летнего Дамблдора, покинувшего школу, как пишет Рита, «в сиянии славы – староста факультета и староста школы, победитель конкурса Барнабаса Финкли за выдающиеся владения заклинаниями, представитель британской молодежи в Визенгамоте, золотой медалист за новаторский вклад в Международной конференции алхимиков в Каире».
Он действительно чувствовал себя в ловушке в своей старой деревеньке, запертый с младшими братом и сестрой. Перед ним был открыт весь мир, любые двери, его знали и почитали в обществе – и вдруг вся его жизнь съежилась до необходимости ухаживать за больным родственником и младшим братом, бурно переживавшим переходный возраст на фоне ранних потерь. Его старый друг Дож высылал красочные описания путешествия, в которое отправился без него (вот чего не могу понять, так не могу – раз договорились ехать вместе, значит, надо было либо ехать вместе, пусть позже, либо не ехать вообще; скорее всего, поехать Дожа уговорил Дамблдор, как уговорил Аба продолжать обучение), которые, я уверена, со временем стали казаться Дамблдору едва ли не издевкой. Он завидовал и жалел себя.
Новые друзья, небось, как оно обычно бывает, растворились. Из людей, с кем можно было бы пообщаться, оставалась старенькая Батильда – но этого, естественно, было мало. Подросток-Дамблдор, потерявший отца, а теперь еще и мать, в страхе перед свалившейся на него депрессией и тем, что, уверена, казалось ему загубленным будущим, чувствовал себя глубоко одиноким и несчастным. Как оно обычно бывает, с самым близким для него человеком, собственным братом, он делиться переживаниями не стал. Отчасти потому, что Аб и сам в ту пору был не сахар (впрочем, и его винить в этом нельзя – ему было не менее тяжело), отчасти – из-за нежелания делать ему еще больнее рассказами о своих чувствах. Это был ужасный, одинокий период в жизни Дамблдора.
Да, он чувствовал злость, досаду, раздражение, может, даже ненависть, подспудно, сверху всего, еще и корил себя за эти чувства – мне все это очень знакомо, то же самое я до недавнего времени испытывала в связи с болезнью одного моего близкого родственника. И самое забавное состоит в том, что, будучи до сих пор не в состоянии оправдать и простить себя, я абсолютно уверена, что Дамблдор зря не может простить себя («Ты не можешь презирать меня больше, чем я презираю себя», – скажет он Гарри в мае).
Он был молод, ему было больно – он имел право испытывать все эти чувства. Ведь, в конце концов, если я что-то и поняла за все это время болезни родственника, так то, что главное – что делается, а не что думается. Важно не то, что хочется, важно то, что хочется, но не делается.
Вот хотел Дамблдор блистать, быть известным, свободным, хотел путешествовать и покорять мир. Ну и что? На нем «лежала ответственность за нестабильную сестру и капризного, своенравного брата», и он «вернулся в деревню». Пусть злым, пусть несчастным – он вернулся. Мало того, судя по всему, настоял на том, чтобы ни Дож, ни Аберфорт не рушили свое будущее. Может быть, в 17 лет он некоторые вещи и не понимал, но он точно понимал, что такое ответственность и как ему с нею быть. И поступал соответственно. По крайней мере, до определенного момента. Но и до, и во время, и после него у Дамблдора не было плохих намерений – и я думаю, именно это идет в счет.
Многие ли 17-летние мальчики, пусть злясь, пусть проклиная все на свете, готовы так пожертвовать своим будущим, отказавшись от всего, что оно сулит? Нет в этом ничего героического (потому что речь идет о семье и именно так и следует поступить любому нормальному человеку по отношению к нормальной семье), но, вместе с тем, все героическое – здесь. Счастье или радость – не критерии правильного выбора. Подумайте о маньяках – они вполне счастливы, когда делают свои маньячные дела. Точно так же несчастье и грусть – не критерии неправильности выбора. Как правило, счастье приходит много после того, как правильный выбор уже сделан.
Мог ли Дамблдор предоставить Аберфорта и Ариану самим себе и укатить развлекаться и греться в лучах славы? Нет. Потому что он – Дамблдор, которого я знаю, который и до конца своих дней очень много размышляет о выборе. Он сделала так, как было правильно. Для меня только это имеет значение. Что он при этом испытывал, мне плевать. Как должно быть плевать всякому, кто считает себя нормальным человеком. Чувства – штука такая… за них клеймить и осуждать нельзя. Только физические действия идут в счет.
Однако жизнь – не менее «такая» штука, и зачастую именно чувства приводят нас к вполне физическим действиям.
О том, что случилось в лето смерти Кендры после того, как прошли те несколько недель, в течение которых Дамблдор «нормально справлялся» с опустившейся на его плечи ответственностью, и Директор, и Аберфорт говорят после тяжелой, драматической паузы, причем оба меняются в лицах – Директор холоден от боли, а на лице Аберфорта появляется по-настоящему опасное, звериное выражение.
- …пока он не появился. Грин-де-Вальд, – говорит Аб.
- …а потом, конечно, появился он, – вторит ему брат. – Грин-де-Вальд.
Рожденный в конце 19 века, как и Дамблдор, Геллерт поступил на учебу в Дурмстранг, где, по словам Риты, рано проявил свои блестящие способности, которые были сопоставимы со способностями Дамблдора, однако были направлены им в русло «рискованных экспериментов».
Скорее всего, эти самые эксперименты были как-то связаны с Дарами Смерти – ведь именно в Дурмстранге Грин-де-Вальд увлекся идеей их найти, по поводу чего стал украшать стены школы знаком Даров, о чем нам известно от Крама.
Идеи поиска Даров и превосходства волшебников над маглами так захватили его, что он готов был не останавливаться ни перед чем. По всей видимости, Геллерт обладал очень вспыльчивым нравом и был склонен к жестокости с детства – даже очень терпимый Дурмстранг в итоге не выдержал его экспериментов и нападок на других учеников, едва не повлекших человеческие жертвы. Геллерта исключили, когда ему было 16 лет.
Видимо, сделано это было с таким позором, что Грин-де-Вальду пришлось покинуть страну – в книгах пишут, что следующие несколько месяцев он «путешествовал за границей». Рита уточняет: «Батильда Бэгшот согласилась принять в дом своего внучатого племянника Геллерта Грин-де-Вальда».
Вряд ли этот визит был продиктован исключительно желанием скрыться подальше от Дурмстранга и родственными чувствами к Батильде – скорее всего, Геллерт узнал, что в Годриковой Впадине находится могила Игнотуса Певерелла, одного из троих первых обладателей Даров Смерти. Скорее всего, Грин-де-Вальд хотел, так скажем, провести исследования местности. Однако в поиске следа Даров Геллерт внезапно набрел на Дамблдора – как рассказывает Рите Батильда, она представила мальчиков друг другу в надежде, что Дамблдор немного развеется в обществе своего сверстника. «Мальчики друг другу сразу понравились», – прокомментировала это Батильда.
Геллерт был поражен встречей с кем-то, столь же талантливым, как и он сам. Дамблдор испытывал те же чувства: «Наконец-то у моего брата был равный, с кем можно было поговорить, кто-то такой же великолепный и талантливый, как и он сам», – скажет Аберфорт. Батильда в книге Риты констатирует, что мальчики дискутировали целыми днями и обменивались письмами по ночам.
Грин-де-Вальд немедленно заразил Дамблдора идеей найти Дары: «Ты не можешь представить, как его идеи заразили меня, Гарри, вдохновили, – станет делиться с Гарри Дамблдор в мае. – Маглы, которые заставлены подчиниться. Мы, волшебники, торжествуем. Грин-де-Вальд и я, великолепные молодые лидеры революции. И в самом сердце наших планов – Дары Смерти! Как они зачаровывали его, как они зачаровывали нас обоих! Непобедимая палочка, оружие, которое поведет нас к власти! Воскрешающий камень – для него, хоть я и притворялся, что не понимаю, это значило армию инферналов! Для меня, признаю, он значил возвращение моих родителей и снятие всей ответственности с моих плеч. А мантия… каким-то образом мы никогда не обсуждали мантию слишком много, Гарри. Мы оба умели скрывать себя достаточно хорошо и без мантии, настоящая магия которой, конечно, в том, что ее можно использовать для защиты и прикрытия как других, так и владельца. Я думал, что, если мы ее когда-нибудь найдем, ее можно будет использовать, чтобы прятать Ариану, но наш интерес к мантии был преимущественно в том, что она завершала тройку, ибо легенда гласила, что человек, объединивший три предмета, станет настоящим Мастером смерти, что для нас значило «неуязвимым». Неуязвимые Мастера смерти Грин-де-Вальд и Дамблдор! Два месяца сумасшествия, жестоких мечтаний и отрицания единственных членов семьи, которые у меня остались».
В книге Риты приводится текст одного из писем Директора Геллерту, в котором, в общем и целом, все сумасшествие и жестокие мечтания просматриваются так хорошо, как только возможно, даже если у вас необычайно низкое зрение: «Геллерт – твоя идея о правлении волшебников для блага маглов же – это, я думаю, ключевое. Да, нам дали силу, и, да, эта сила дает нам право править, но она также дает нам ответственность перед теми, кем мы правим. Мы должны подчеркнуть эту идею, это будет основным камнем, вокруг которого мы станем строить. Когда нам станут возражать, как, конечно, будет, это станет базисом всех наших контраргументов. Мы берем контроль для общего блага. А из этого следует, что там, где мы встретим сопротивление, мы должны будем использовать только необходимую силу, не больше (это была твоя ошибка в Дурмстранге! Но я не жалуюсь, потому что, если бы тебя не исключили, мы бы никогда не встретились). Альбус».
Неслабо. «Магия – сила» – и все в таком духе. Впрочем, мало чего удивительного на самом деле – не стоит забывать, какие идеи перестройки общества бродили в то неспокойное время по умам, аки призраки по Хогвартсу. Крайняя популярность идей Ницше о сверхчеловеке, новая волна революционных настроений всей молодежи Европы (святой Мерлин, кто из нас не был революционером в 17 лет? Мне жаль того, кто сумел этого избежать – у него не было нормального детства) – продвинутые идеи завладевают острыми, открытыми и любознательными умами, молодые люди объединяются в кружки по интересам и проводят время вместе с друзьями в разговорах и мечтаниях… Вряд ли магический мир это явление обошло стороной.
Кроме того, сдается мне, Грин-де-Вальд был крайне самовлюбленным, психически больным, опасным психопатом, который очень умело использовал Дамблдора в своих целях. Он искренне полагал, что вместе они станут непобедимыми, он благодарил небеса за то, что Дамблдор стал его сторонником – такой могущественный, первоклассный маг, философ, обладающий ясным, пытливым умом – Геллерт очень многое почерпнул из общения с Директором.
«Я думаю, это самое худшее, – обсуждая прочитанное, чуть позже скажет Гермиона. – Я знаю, Батильда думала, все это просто разговоры, но «Ради Общего Блага» стало слоганом Грин-де-Вальда, его оправданием всем зверствам, которые он совершил позже. А… из этого выходит… будто Дамблдор подал ему идею». И лично я считаю, что не одну. Эх, читал бы книгу Риты Том, он бы умылся кровавыми слезами – мало того, что идеи Дамблдора в 17 лет были круче, чем у него самого в 72, так он еще и готов был, оказывается, их поддерживать – и все почему? потому что любил (!) того (!), с золотыми волосами!! Бедный Том…